ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
“Профориентация – очень важное направление работы. Надо, чтобы ребята уже с раннего возраста могли видеть, какие возможности для самореализации есть в их регионах, как развивается экономика, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Мы делаем все для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие школьников, дать им хорошее образование , проводить воспитательную работу”.
Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов
На уровне начального общего образования:
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебно-познавательная, в которую также входит формирование представлений о мире профессий. Для учащихся 1–4-х классов первым и основным элементом является сбор информации о профессиях. Обучающиеся владеет информацией об основных профессиях. Ему известны некоторые профессии и компетенции будущего, совершены элементарные профессиональные пробы.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает следующие виды и формы деятельности:
- профориентационные игры (игры-симуляции, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков;
- участие обучающихся в конкурсах по ранней профориентации различных уровней;
- освоение обучающимися элементарных предпрофессиональных умений в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
На уровне основного и среднего общего образования:
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает следующие виды и формы деятельности:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вуза;
- участие обучающихся в конкурсах по ранней профориентации профориентационной направленности различных уровней;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектах, в том числе реализация профориентационного минимума (6-11 классы) на базовом уровне по направлениям: профориентационный урок в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОрия» и др.); онлайн диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников; информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях общедоступного сегмента Платформы «Билет в будущее» (Россия – Мои горизонты);
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
С 1 сентября 2023 года внедряется единая модель профориентационной деятельности (профминимум), целевой аудиторией которой являются обучающиеся 6-11-х классов, включая детейс ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений.
Профминимум включает три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Федеральный закон от 04.08.2023 №479-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.
Постановление Минтруда России от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в в Российской Федерации”.
Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации».
Ключевые мероприятия в образовательной организации:
1. Календарный план профориентационных мероприятий в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий.
2. Перечень основных профориентационных мероприятий на 2024-2025 учебный год, включая экскурсии на производство, в образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования, профпробы, встречи с представителями разных профессий, мастер-классы и др.
3. Соглашения с региональными / муниципальными предприятиями/организациями, образовательными организациями высшего образования и среднего профессионального образования с целью организации экскурсий и профессиональных проб.
4. Перечень профильных предпрофессиональных классов в гимназии.
5. Технология – один из основных учебных предметов, направленных на профориентацию.
6. Внеурочная деятельность (занятия, посвященные профориентации).
7. Информационное освещение.
8. Единые дни проведения родительских собраний (октябрь и апрель).