Как Вы оказались ученицей школы № 528?
В семидесятые бывшие окраины Ленинграда превратились в стройплощадку. Поэтому, получив ордер на новую квартиру, многие переезжали из центра в район новостроек. Так и моя семья оказалась в Веселом поселке. Был май. Нужно было записываться в новую школу. Очень хорошо помню, как мы шли по узкой тропинке к трехэтажному зданию непонятной формы. Желающих учиться становилось все больше и больше, а школа в этом микрорайоне была одна. Каждый день прибывал целый класс. Меня поразило, что я буду учиться в 5-Г классе. Никогда не думала, что в параллели может быть 4 или 5 классов.
А где Вы раньше учились?
Я училась в школе № 260. Располагалась она на Лермонтовском проспекте в здании бывшей мужской гимназии. Там была огромная белокаменная парадная лестница, большие коридоры, просторные классные помещения. Помню, в середине деревянной парты находилась дырочка, куда вставляли чернильницу. Туда можно было складывать всякие бумажки. Особенно кусочки промокашки. Правда, мы уже писали не перьевой ручкой, а авторучкой, в которую заправляли чернила.
Какая была атмосфера в нашей школе? Существовали ли какие-нибудь традиции?
Что можно сказать про атмосферу в школе, когда почти ежедневно прибывают новые ученики!
Наш 5-Г оказался огромным: более 45 человек. Мой первый классный руководитель до сих пор работает в гимназии. Это Ольга Степановна Сокол. Досталось ей тогда с нами! Дело в том, что наш класс, как, прочем, и другие, формировался не по способностям, а по мере прибытия учащихся. Рядом с новыми девятиэтажками находилась деревня Кудрово, где люди жили в деревянных домах, без центрального отопления и водоснабжения. Деревенские ребята, конечно же, отличались от нас и по мировоззрению, и по образу жизни, и по материальному положению. Поэтому сформировать коллектив оказалось трудно. Но было то, что всех нас объединяло – мы являлись пионерами. В пятом классе дети еще наивны, во многое верят, многое хотят. И это здорово! Мы мечтали, творили и жили по законам юных ленинцев. Я занималась в художественной школе и стала членом редколлегии. Рисование было моим любимым занятием, поэтому такое поручение очень обрадовало. Мы с подружками с удовольствием выпускали отрядные стенгазеты.
Очень хорошо помню пионерские сборы, когда обязательно нужно было приходить в парадной форме. Ольга Степановна перед сбором выдавал нам пилотки. На празднике обязательно присутствовали ветераны или другие интересные люди и рассказывали детям о важных событиях. Словом, воспитывали нас на положительных примерах.
А еще у нас был фестиваль «15 союзных республик». Однажды наш класс представлял Киргизию. Необходимо было выпустить газету, сшить национальные костюмы, разучить танец и приготовить национальное блюдо. Мне было поручено нарисовать флаг и герб. Да простят меня киргизы, я очень старалась! Моя подружка марина Быкованова должна была соорудить для себя национальный костюм. Глагол «соорудить» как нельзя лучше подходит к подобному процессу. Сооружался он из подручных материалов: из обоев, папиросной и цветной бумаги, из лоскутков. Костюм получился чудесный, мы так гордились своим «произведением»!
А еще у пионеров существовало соревнование между отрядами. Результаты его отражались на специальном экране соревнований, где фиксировалось участие каждого класса в школьных мероприятиях. Наш 5-Г не всегда занимал первые места, но мы стремились к этому. Часто собирали макулатуру. Дома, на балконе, стояла огромная коробка, в которую все члены семьи складывали ненужную бумагу. Потом я все сдавала. Интересным был сам процесс сбора макулатуры. Дежурный класс заранее готовил талончики, где указывалось количество килограммов. Стояли мальчики с безменом в руках и взвешивали приносимую бумагу. Результаты сбора подсчитывались на экране соревнований.
Один раз мне пришлось участвовать в сборе металлолома. Учились мы уже тогда в 7-м или в 8-м классе. На поле за школой устанавливались таблички, куда каждый класс приносил собранный металлолом, а классный руководитель отмечал его количество. Сейчас сложно представить, как можно было проводить этот сбор, когда вокруг полным ходом шло строительство новых домов, а на стройплощадку ходить строго запрещалось. Разрешали собирать только бытовой металл. Где же взять металлолом? Один из моих одноклассников предложил «гениальную» идею. Раньше на лестничных площадках стояли специальные баки для пищевых отходов. Крышки от них были металлические. Обойдя несколько домов и насобирав достаточное количество крышек, мы не спеша отправились сдавать свой «улов» классному руководителю, наивно полагая, что она никогда не догадается, откуда мы взяли столько металла. Кто знает Ольгу Степановну, тот может представить, какова была ее реакция. «Воровство!» – прозвучал приговор учителя. Пришлось не только отнести злополучные крышки, но и убрать мусор со всех ближайших тротуаров и газонов. Класс не выиграл соревнование, но это было уроком на всю оставшуюся жизнь.
Еще у нас было традиционное мероприятие, о котором современные школьники вряд ли знают. Это смотр строя и песни. Проводился он, как правило, 23 февраля в спортивном зале. Каждый класс должен был красиво промаршировать и при этом исполнить строевую песню. Сейчас сложно комментировать цель и задачи данного мероприятия, но было забавно. Мы делали погоны, бумажные пилотки. Шагаешь плечом к плечу со своими товарищами и во весь голос поешь песню!
Мы всегда были чем-то заняты, к чему-то постоянно готовились, что-то собирали.
Как Вы относились к учебе?
Училась я всегда хорошо. Все давалось легко. Вообще я любила и люблю учиться. Очень нравилась история, география, математика и химия. Не очень нравилось пение и черчение, но относилась к ним как к неизбежности.
Школа Вашего детства и гимназия, в которой Вы работаете. Пересекаются ли эти два пространства?
Я пришла на работу в ту самую школу, где училась сама. Сейчас работаю в гимназии. И этот путь я проделала с удовольствием. Мне нравится моя профессия. С удовлетворением оборачиваюсь назад, в прошлое. Все лучшее было взято из той школы, что-то отсеялось само собой, что-то пришлось оставить по пути в гимназию. Время неумолимо бежит вперед. Меняются люди, развивается наука. Поэтому и школа, и образование не должны стоять на месте. Искренне убеждена, что впереди еще много нового и неизведанного. На том и стоим!
(Интервью опубликовано в школьном журнале «Дилижанс», 2006, № 2)