12 мая 2014 года в нашей гимназии произошло знаменательное событие — торжественное открытие школьного музея. На празднике присутствовало много почетных гостей, была перерезана красная ленточка и проведена первая экскурсия по новому музею.

ФОТО 4-1. Торжественное открытие музея

ФОТО 4-2. Первую экскурсию проводит Елизавета Григорьева

А мы  хотим вам рассказать о том, как все начиналось.

Идея создания музея истории нашей школы принадлежит Елене Николаевне Ненаховой, директору гимназии. Именно она приняла решение: музею в гимназии быть! Началась кропотливая работа по сбору и систематизации экспонатов. Эту работу возглавила С. В. Алекаева. Надо отдать должное педагогическому коллективу: приносили все, что хоть каким-то образом свидетельствовало о прошлом гимназии. В 2016 году музей прошел экспертизу районной комиссии и получил паспорт.

Начинается рассказ о школе с «островка памяти» — экспозиции, посвященной истории и боевому пути эскадренного миноносца лидера «Ленинград». Все экспонаты были когда-то частью Зала боевой славы, который был создан в школе, когда она находилась в другом здании. Поэтому мы постарались восстановить историю создания этого зала.

ФОТО 4-3

ФОТО 4-4

В 1979 году старшей пионерской вожатой в нашей школе была Кузнецова Галина Николаевна, и она от Совета ветеранов эскадры Дважды Краснознаменного Балтийского флота и районного совета пионерской и комсомольской организаций получила задание начать поисковую работу — собрать материал о боевом пути эскадренного миноносца лидера «Ленинград», конечным результатом которой должен стать Музей боевой славы. В 1983 году к данной работе подключилась и И.В. Фабрикова. К 40-летию Победы в торжественной обстановке Зал боевой славы был открыт. Мероприятие стало объединяющим и очень важным делом. И педагогам, и ученикам очень хотелось, создав свой музей, внести таким образом личный вклад в сохранение памяти о героических страницах истории Родины. Безусловно, вся эта работа шла при самой горячей поддержке директора школы Коростылевой Наталии Яковлевны. Сложным оказался и этап сбора материала. Члены экипажа корабля были пожилыми людьми,   и по истечении 40 лет военной службы с ними было тяжело общаться. Правда, выделялась группа активных ветеранов, особенно  Бернгард Феликс Алексеевич, капитан 2 ранга в отставке. Именно он помог найти членов экипажа, связаться с ними, записать их воспоминания. В сборе информации о боевом пути корабля помогли воспоминания командира, капитана 2 ранга в отставке  Георгия Матвеевича Горбачева и комиссара Редькина Петра Лазаревича. Работа по поиску материалов в официальных печатных источниках была затруднена, так как практически никакой информации в литературе об этом корабле и участии его в обороне Ленинграда не оказалось. Только лишь в архиве Центральной Военно-Морской базы Дважды Краснознаменного Балтийского флота и в архиве Центрального Военно-Морского музея удалось найти информацию о корабле и его боевом пути. Поисковым отрядам школы № 528 удалось выяснить, что лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» был одним из первых достаточно крупных боевых кораблей, построенных в Советском Союзе после Октябрьской революции по плану отечественного судостроения.  Закладка корабля состоялась 5 ноября 1932 года на Ленинградской Северной судостроительной верфи (ныне ОАО «Северная верфь»). При закладке корабля на стапелях присутствовал секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Сергей Миронович Киров. Как утверждают очевидцы события, именно ему принадлежит идея назвать корабль именем города — «Ленинград».

Когда сбор материалов был закончен, в актовом зале ВВМУ им. Фрунзе в 1983 г. состоялся дружинный пионерский сбор, посвященный боевому пути «Ленинграда». Там присутствовали командир корабля Горбачев Г.М., политрук, военный комиссар Редькин П.Л., офицеры Ермолаев К.К., Бернгард Ф.А., матросы корабля Наумов С.М., Мингалев Г.Я.  В дальнейшем ветераны — частые гости в пионерских отрядах школы № 528. Особенно хочется отметить Феликса Алексеевича Бернгарда, который всегда обращался к  ребятам  своим неизменным пожеланием: «Семь фунтов под килем, мальчишки и девчонки! Счастливого плавания!». В теплых дружеских отношениях педагоги и учащиеся школы состояли и с капитаном 2 ранга в отставке Ермолаевым Константином Константиновичем. Но он, к сожалению, не передвигался без посторонней помощи и в школе бывал нечасто, но все помнят его удивительно теплые поздравительные письма и открытки. К 90-м  годам в живых из членов экипажа остался только Бернгардт Ф.А., в последние годы жизни он уже тоже не приезжал. Когда мы переехали в новое здание, многое изменилось в идеологии и зал в новом здании не восстанавливали.

Прошло время, и сохранение памяти о подвигах героев во имя Родины стало вновь приоритетным направлением деятельности нашего государства. Поэтому история школы начинается с этой памятной экспозиции. В витрине нашего музея мы можем увидеть фотографии членов экипажа «Ленинград», личные вещи ветеранов, награды.

Переходя к следующей витрине, мы узнаем о детстве и юности нашей школы. История начинается в 70-е годы прошлого века, когда наши родные жили в стране с другим названием — СССР и в городе с другим именем — Ленинград. 20 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война.  Страна продолжала интенсивно наращивать темпы экономического развития, чтобы наверстать упущенное за годы страшной войны. Город, ставший символом мужества и героизма, выстоявший 900-дневную блокаду, к 70-м годам XX века остро нуждался в жилье для ленинградцев. По Генерального плану от 15 июля 1966 года территориальное развитие города должно было вестись от исторически сложившегося центра в южном, северном и восточном направлениях,  массовое  жилищное строительство осуществлять  крупными массивами, с застройкой   жилыми домами преимущественно в 9 этажей с обязательным планированием и строительством в новых кварталах сети учреждений культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства, спортивных сооружений, мест отдыха и зеленых насаждений. Так в 1970 году в 13 квартале севернее улицы Новоселов началось интенсивное строительство. Возводились девятиэтажные жилые дома, магазины, аптеки, прачечные, в том числе и  новая школа. А уже  1 сентября 1972 года начался первый учебный год в восьмилетней школе № 528. Всего было 420 учеников и 13 учителей.  Вокруг шло активное строительство, количество домов увеличивалось, прибывали и счастливые новоселы, дети которых продолжали учиться в новенькой школе. За полгода число учеников возросло в три раза. На одном из стендов музея представлена архивная справка, которая подтверждает этот факт. Из нее мы можем узнать, что школа сначала была восьмилетней, потом — средней, потом опять восьмилетней и, наконец, в 1988 году окончательно стала средней.

Первый директор школы № 528  —  Илья Захарович Хентов. Он занимал эту должность до 1980 года. Фотография Ильи Захаровича на стенде  музея — единственная в нашем архиве. О жизни школы тех лет сохранилось мало сведений. В основном это рассказы Ольги Степановны Сокол, учителя математики. По ее воспоминаниям, классы были большими — по 45-47 человек, а дети все прибывали, и школа начала работать в две смены: первая начинала занятия в 9 часов утра, а вторая в 14 часов. В этот период главная задача Ильи Захаровича и педагогов школы определилась четко: вести качественно образовательный процесс, проводить воспитательную работу с учениками, взращивая из них достойных граждан своего государства. В каждой школе тогда обязательно существовали детские и молодежные организации. Младшие школьники обязательно принимались в   октябрята, которые жили по своим правилам. Они написаны на листе в рамке. Все дети распределялись в маленькие группы по 5 человек — в «звездочки», которые соревновались друг с другом. При вступлении в ряды октябрят каждому школьнику выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с детским портретом В.И. Ленина. С этим значком на груди ребята ходили в школу каждый день. В витрине можно увидеть  парадную школьную форму. Девочки носили коричневое платье с фартуком: белый — праздничный, черный — повседневный. Там же находится  рубашка от парадной пионерской формы.

Тех, кто учился хорошо, активно участвовал в жизни октябрятских звездочек, еще в 3 классе принимали в пионеры. Прием в пионеры проходил в торжественной обстановке: выезжали в музеи, на крейсер «Аврора», площадь Победы. Ребятам повязывали красный галстук, прикрепляли на грудь пионерский значок. Они давали клятву — Торжественное обещание. Только что принятые в пионеры ученики становились полноправными членами пионерской дружины, состоявшей из пионерских отрядов. Высший орган дружины и отряда — пионерский сбор (дружинный и отрядный). Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда — совет отряда, сбор звена — звеньевого. Раз в четверть проводили дружинный пионерский сбор в кинотеатре «Буревестник», т. к. в школе не было актового зала. Шли в кинотеатр с развернутыми знаменами под звук барабана и горна. На фотографиях, размещенных на стендах  музея, запечатлен дружинный сбор «Гайдар шагает впереди!». Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. Они тоже бережно хранятся в  нашем музее. Здесь же рассказывается о школьной комсомольской организации, куда учеников принимали в 14 лет.

ФОТО 4-5

ФОТО 4-6

 

Сегодняшнее поколение молодых людей вряд ли сможет расшифровать аббревиатуру «ВЛКСМ». А для советской молодежи 70-80-х годов XX века все было ясно: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Это была политическая организация, в составе которой находились подростки с 14 лет. При вступлении в эту организацию выдавался комсомольский билет. Школьный комсомол готовил каждого комсомольца к жизни, к получению профессий, к работе на благо нашей страны, учил ответственности перед своими товарищами. Да и получать плохие оценки для комсомольца считалось стыдным! А сколько дел было у комсомольцев: и праздники, и собрания, и субботники, и выпуск газет, и помощь предприятиям — шефам. Очень серьезно относились ребята к сдаче Ленинского зачета. На полке лежит Личный комплексный план — это цели и задачи, поставленные учеником на год, о выполнении которых следовало обязательно отчитаться. Ленинский комсомол — это то, чем жили наши бабушки и дедушки, а у некоторых ребят и папы с мамами. А ведь неплохие у них были традиции! Много хороших и славных людей воспитал комсомол!

По воспоминаниям наших учителей, когда-то начавших свою педагогическую деятельность комсомольцами, они от всей души стремились быть полезными Родине и активно участвовать во многих трудовых и общественных делах, гордились этим званием и до сих пор считают комсомольские годы самыми лучшими.

В 1978  году в нашу школу на работу завучем пришла Наталья Яковлевна Коростылева. Через два года она стала директором и в этой должности проработала 25 лет. В музее хранятся  личные вещи Натальи Яковлевны: часы из ее кабинета, записи, автореферат кандидатской диссертации. С приходом Натальи Яковлевны стал формироваться новый педагогический коллектив. Появляется много интересного в жизни учащихся. Выезды на туристские слеты, учебные экскурсии, КВНы между командами учеников и учителей. 19  января 1991 года состоялось открытие нового здания. Сохранился  колокольчик, который позвал ребят на первый урок. Под руководством Н.Я. Коростылевой школа сделала огромный рывок в своем развитии: в 1985-м году по итогам учебной и воспитательной работы явилась победителем городских соревнований и была награждена переходящим Красным Знаменем. Оно также есть в школьном музее. Молодость, азарт, желание творить в сочетании с опытом, педагогической мудростью, высокие результаты в обучении и воспитании учащихся дали свои плоды. В 1995-м году школа № 528 получила статус гимназии.

В 2005 году директором гимназии становится Елена Николаевна Ненахова. Началась эпоха модернизации школы. В этом же году стартовал Приоритетный национальный проект «Образование», а это было возможностью не только заявить о себе, но и улучшить материальную базу школы. После долгих раздумий решили рискнуть, и результат не заставил себя ждать: педагогический коллектив  в 2007 году получил звание победителя конкурса лучших образовательных учреждений РФ. Потом мы еще дважды становились победителями этого престижного конкурса: в 2009  и в 2014  году. Участие в разнообразных конкурсах становится  традицией гимназии. Грамоты и дипломы, хранящиеся в витринах нашего музея, — тому свидетельство. А это лишь часть наших побед!

В 1999 году в гимназии регулярно начала выходить настоящая общешкольная газета. В заголовке крупным шрифтом просто обозначили «Гимназия № 528» и нарисовали маленький кораблик. Но это было только начало! В 2006 году был создан Информационно-издательский центр, который возглавила Ирина Владимировна Маркина. Стали выходить школьная газета «Контур» и художественно-публицистический журнал «Дилижанс». В 2009 году на базе нашей гимназии выпускалась газета «Диалог», корреспондентами и читателями которой явились ученики и учителя школ муниципальных образований Невского района Санкт-Петербурга. Сейчас  мы издаем электронную газету «528. ru». Главный редактор всех печатных изданий гимназии  — С. В. Алекаева. Среди экспонатов нашего школьного музея хранятся  два выпуска «Юбилейного альманаха» и разнообразные тематические брошюры для родителей, учителей и учеников. По итогам школьной научно-практической конференции «В ответственности за будущее» печатаются сборники статей.

ФОТО 4-7

ФОТО 4-8

 

В музее нашла отражение спортивная сторона жизни наших гимназистов: в витринах можно увидеть кубки и награды, полученные учениками и командами школы  в соревнованиях разного уровня.

Завершает экспозицию школьного музея история  яркой  жизни русско-немецкого клуба «Элан». Его основателем и бессменным руководителем была учитель немецкого языка Марина Анатольевна Растворцева. Клуб возник в 1996 году. Участие в международных фестивалях и дебатах, в чемпионате мира «Театр-спорт», победы на олимпиадах — только малая часть  большого  пути элановцев. Берлин, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Прага, Амстердам, Люксембург, Лихтенштейн —  где только ни побывали ребята! В 2013 году клуб завершил свою деятельность и теперь является частью истории гимназии.

ФОТО 4-10                    

Наш музей продолжает расширяться. Второй зал  посвящен государственному управлению в Российской Федерации.  12 мая 2017 года состоялось его торжественное открытие.

ФОТО 4-11

ФОТО 4-12                    

Экспозиция начинается рассказом о политико-государственном устройстве России. На экскурсии можно познакомиться с историей введения института Президентства в России, с основными итогами деятельности президентов Российской Федерации. В данный момент этот пост занимает Владимир Владимирович Путин. Портрет президента, фотографии, книги, посвященные деятельности В. В. Путина, тоже представлены в этом зале.

Российская Федерация имеет свои отличительные символы — флаг, герб, гимн. Форма, внешний вид, музыкальное сопровождение символов государства закреплены в Конституции. Все это можно увидеть на стендах и витринах музея.

Уделяется внимание и местному самоуправлению, которое  состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии  с  Федеральным  законом  и   законами   субъектов   Российской Федерации. Ведущее положение этим органам  придается  выделением  вопросов, находящихся в их исключительном ведении.  Все эти функции выполняет Правительство и Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга. Большим другом гимназии является депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Председатель Советов Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделений этой организации Игорь Владимирович Высоцкий. Подробнее узнать о деятельности И.В. Высоцкого можно, посетив наш школьный музей.

Гимназия № 528 находится на территории Муниципального образования Муниципального округа «Оккервиль». На экскурсии рассказывается об истории формирования округа и происхождении его необычного названия. По карте, размещенной на стенде в музее, определены границы округа. Он расположился  от улицы Коллонтай до границы с Всеволожским районом Ленинградской области. На территории округа находятся15 детских дошкольных учреждений,7 школ, детская библиотека с читальным залом, 4 подростковых клуба, 3 амбулаторно-поликлинических учреждения, отделы полиции № 70 и № 23, социально-культурный центр «Буревестник», парк имени С. Есенина. Муниципальное образование муниципальный округ «Оккервиль» имеет свое печатное издание «На девяти мостах». На самом деле через реку Оккервиль переброшено девять мостов, но только четыре из них — на территории округа. Глава муниципального образования — Бондарев Сергей Евгеньевич, глава местной администрации — Житников Игорь Владимирович. Депутаты МО МО «Оккервиль» — частые гости в гимназии. При их непосредственной поддержке и создан второй зал музея. Они подарили музею флаг с изображением герба округа. В лазоревом поле, пересеченном серебряными волнистыми нитями и боковиком в цвет поля, сплошь покрытым золотыми березовыми ветвями с такими же листьями и сережками, изображен  золотой всадник в европейской одежде XVII века (шляпе, плаще, сапогах) и кирасе на идущем золотом коне. Герб олицетворяет местную топонимику. Название реки  появилось в XVII в. по фамилии шведского полковника Оккервиля, имевшего поблизости на берегу мызу. Боковик, покрытый березовыми ветвями, символизирует расположение на территории округа парка имени С. Есенина.

Наш музей продолжает расширяться. В планах — новые экспозиции и музейные проекты. Начинает формироваться группа ребят — активистов музейного дела. Образована старшая группа экскурсоводов и знатоков фондовой работы: ученицы 10 класса Абрамова Вероника, Григорьева Елизавета, Давыдова Владислава, Лебедева Полина, Моисеенко Арина, Гончукова Мария, Николаева Елизавета, Пазгалева Ксения. Подрастает и юная смена. В нашем музее работают учащиеся 6-х классов. Подготовлена тематическая экскурсия «Юность гимназии», которую проводит ученица 6-А класса Терешонкова Снежана. Она принимала участие в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев образовательных учреждений Невского района  и заняла там II место. Группой учащихся 6-Б класса подготовлена и проведена для начальной школы тематическая экскурсия «Подвигу Ленинграда посвящается…»: Агишева Алина, Шолохова Валерия, Гусакова Арина, Спирченко Елена, Циколенко Всеволод и Лобанов Александр, используя экспонаты, размещенные в первом зале музея, рассказывают младшим школьникам о подвиге жителей нашего города в годы Великой Отечественной войны, стойко и мужественно перенесших все испытания в период блокады. Ученица 6-А класса Лисовская Кристина работает над еще одной тематической экскурсией «Моряки-балтийцы на защите Родины. Экипаж эскадренного миноносца лидера «Ленинград»». При поддержке технической группы учащихся 9 класса Сметанина Ильи, Кумачева Михаила и Пекшева Данилы подготовлена интерактивная выставка «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…», посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.

Учащиеся 6-х и 10-х  классов работают над музейными проектами, заняты поиском и сбором информации для подготовки экскурсии по  залу «Государственное управление в Российской Федерации».  Ученица 6-Б класса Рабовская Наталья подготовила проект «Три поколения  школьниц», а ученик 6-Б класса Платов Никита собрал информацию о девяти мостах, расположенных в нашем Муниципальном образовании «Оккервиль».

Впереди много дел! Живи, школьный музей! Творчества и успехов всем!