Реализация проекта “Педагогический генератор “поколение альфа” в рамках грантовой поддержки
Ответственный за реализацию проекта: Чербаева Л.Н., заместитель директора по УВР
Тел: 417-29-01
e-mail: cherbaeva@gymn528.ru
2023-2024 учебный год
Письмо Минпросвещения АЗ-831/08 от 17.04.2024 г.
Использование оборудования, полученного на средства гранта
Промежуточный анализ выполнения дорожной карты по информационному и научно-методическому сопровождению деятельности психолого-педагогических классов гимназии № 528
Приказ от 01.09.2023 г. о создании рабочей группы по информационному и научно-методическому сопровождению деятельности психолого-педагогических классов гимназии № 528
Дорожная карта на 2023-2024 учебный год по информационному и научно-методическому сопровождению деятельности психолого-педагогических классов гимназии № 528 в рамках реализации проекта “Педагогический генератор “ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА”.
Положение о профильном психолого-педагогическом классе
Положение о сетевой форме реализации образовательных программ
Методические рекомендации по реализации системы мер поддержки обучавшихся в профильных психолого-педагогических классах (группах), планирующих обучение по программам подготовки педагогических кадров, в том числе по приоритетным напия нравлениям развитауки и образования
2022-2023 учебный год
- ЗАЯВКА на участие в конкурсном отборе на право получения в 2022 году грантов
в форме субсидий государственным общеобразовательным организациям
Санкт-Петербурга в целях финансового обеспечения затрат на реализацию проектов
по оснащению базовых общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования, в том числе через использование сетевой формы реализации образовательных программ - ПРОЕКТ, представляемый претендентом на получение гранта.
- ПАСПОРТ проекта по оснащению базовых общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования, в том числе через использование сетевой формы реализации образовательных программ
- Документальное обоснование планируемых затрат.
- Партнеры
Приказ от 01.09.2022 г. по разработке и реализации проекта “Педагогический генератор “ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА” ” по открытию классов психолого-педагогической направленности (ППК)
Дорожная карта на 2022-2023 учебный год по разработке и реализации проекта “Педагогический генератор “ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА” ” по открытию ППК
Отчет за 2022- 2023 учебный год о выполнении мероприятий Дорожной карты по разработке и реализации проекта “Педагогический генератор “ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА” ” по открытию ППК
В 2023-2024 учебном году в ГБОУ гимназии № 528 открываются классы психолого-педагогической направленности и образовательное пространство для их деятельности в рамках проекта «Педагогический генератор «ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА». Поддержка проекта осуществляется Грантом, который гимназия выиграла в конкурсном отборе на право получения в 2022 году грантов в форме субсидий государственным общеобразовательным организациям Санкт-Петербурга в целях финансового обеспечения затрат на реализацию проектов по оснащению базовых общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования, в том числе через использование сетевой формы реализации образовательных программ.
Основной идеей проекта является создание и системное функционирование лабораторного комплекса для реализации предпрофильной и профильной подготовки по образовательным программам в условиях гимназии с учётом компонента инклюзивного образования (есть классы ОВЗ – слабовидящие) «Педагогический генератор ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА» (направление «Педагогический класс») для обучающихся 8-9-х классов и 10-11-х классов.
Методическое сопровождение проекта «Педагогический генератор ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА»
Для эффективной реализации проекта «Педагогический генератор ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА» (далее –ПРОЕКТ) была разработана стратегия методического сопровождения деятельности педагогов, направленная на повышение квалификации в области владения профессиональными и универсальными педагогическими компетенциями в рамках современных требований ФГОС и особенностями психолого-педагогической направленности образовательного процесса в ГБОУ гимназии № 528.Стратегия методического сопровождения строится на понимании обеспеченности ресурсами, необходимыми для создания условий профессионального роста педагогических работников гимназии. Наиболее значимыми педагогическими ресурсами в методической работе гимназии являются: ресурсы внешней по отношению к школе среды, личностно-ориентированные человеческие ресурсы развития (организационно-управленческий ресурс, ресурс личного опыта учителя, кадровый ресурс) и технологические ресурсы (управление инновациями как ресурс, научно-методический ресурс).
- Сетевое взаимодействие как основа методического сопровождения проекта «Педагогический генератор ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА»
Сетевая форма взаимодействия применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа педагогических работников к современным образовательным технологиям и средствам обучения, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда.
- Диагностическое направление.
Данное направление представляет собой мониторинг сформированности профессиональных и личностных компонентов психолого-педагогической компетентности педагогов. При проведении данной работы включается процедура выявления собственных ресурсов педагога, в том числе и личностных, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности каждого педагога. Так, в 2023 году результаты анкетирования педагогов обозначили основные проблемные направления в их профессиональной деятельности согласно современным требованиям: сложности в проектировании различных психологических ситуаций в ученическом коллективе, сложности в применении индивидуального подхода в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся; неумение отслеживать динамику развития ребенка; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; неумение читать документацию специалистов (в том числе психологов); отсутствие владения психолого-педагогическими технологиями в работе с разными категориями обучающихся.
Безусловно, результаты диагностики являются маркерами для содержательной стороны реализации ПРОЕКТА, а именно в планировании методического сопровождения деятельности педагогов в классах ПППК. Так, 17.04. 2023 г. в рамках сетевого взаимодействия с СПб АППО по сопровождению деятельности классов психолого-педагогической направленности профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО М.Г.Ермолаева провела для педагогов гимназии № 528 педагогическую мастерскую «Настоящая педагогика», направленную на решение двух проблем, определившихся в ходе опроса педагогов. В педагогической мастерской отрабатывались умение проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе и применение индивидуального подхода в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся. Выявленные дефициты профессиональной деятельности педагогов включены в содержательную часть методического сопровождения деятельности ПППК в 2023-2024 учебном году.
- Профессионально-образовательное направление.
Это направление включает в себя непосредственно повышение квалификации и переподготовку педагогов гимназии. Составлен список очередей обучения педагогов на курсах повышения квалификации, ориентированных на педагогов, осуществляющих деятельность в образовательной среде психолого-педагогической направленности и непосредственно работающих в классах психлолого-педагогической направленности.Для повышения квалификации педагогов были привлечены ресурсы сетевых партнеров: РГПУ им. А.И.Герцена (очное обучение) и педагогический колледж № 1 им. Н.А.Некрасова (дистанционное). Так, в 2023 году прошли курсы повышения квалификации 10 человек: 3 человека обучились на курсах повышения квалификации в РГПУ им. А.И.Герцена «Развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих сопровождение учащихся психолого-педагогических классов» (очное обучение); 7 человек обучились на курсах повышения квалификации «Психолого-педагогический класс как инструмент профессиональных проб школьников» в ресурсном центре педагогического колледжа № 1 им. Н.А.Некрасова (дистанционное обучение) – 7 чел.
- Научно-методическое направление
Развитие и совершенствование практик в рамках сетевого взаимодействия: мероприятия, направленные на развитие и совершенствования успешных практик, ознакомления педагогов с современными технологиями, методами, инструментарием соответствующих задачам и способствующих развитию классов психолого-педагогической направленности.
- Участие в методических, научно- практических и просветительских мероприятиях психолого-педагогической направленности:
- Выступления на заседаниях МО и педагогических советах
- Участие в педагогических конкурсах.
- Участие в мероприятиях Невского района и Санкт-Петербурга
- Подготовка обучающихся к участию в конкурсах, результативность.
- Самообразование.
Также разработан список мероприятий, конкурсов и научно-просветительских проектов, рекомендованных для участия педагогов гимназии, работающих в ПППК. В частности, запланировано проведение цикла флэш-интенсивов для педагогов по инновационным методикам обучения с привлечением современного цифрового оборудования, образовательная программа « Психология современного поколения в образовательной среде»; педагогические конкурсы ИМЦ Невского района.
Для эффективной научно-методической деятельности педагогов и их самообразования были обобщены и аккумулированы данные об интернет- ресурсах, созданных в помощь организации деятельности классов психолого-педагогической направленности, где можно ознакомиться с информацией, нормативными документами, учебно-методическими материалами, программами.
Организация/ ресурсы | Академия Минпросвещения России | Московский педагогический государственный университет | РГПУ им. А.И.Герцена |
Повышение квалификации педагогов | Курсы ПК | ||
Внутрикорпоративное обучение | Учебно-методические материалы | Учебно-методические материалы | Учебно-методические материалы |
Самообразование | Обучающие семинары | Профессиональные пробы | Сетевое сообщество |
Методические мероприятия | Конференции | ||
Профессиональные конкурсы, конкурсы для школьников | Конкурсы, квесты, олимпиады | Олимпиады | |
Нормативные документы | Документы | Документы | Документы |
- Диссеминация и локализация профессионального опыта.
Современное образование приблизилось к потребности в создании психолого-педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого обучающегося. Педагог должен создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Отличием психолого-педагогических технологий от любых других является то, что они личностно ориентированы и способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Работа по диссеминации опята в 2022-2023 учебном году была представлена: Проведение практикоориентированных мероприятий с представлением собственного успешного опыта в рамках образовательных интенсивов для обучающихся классов психолого-педагогической направленности. В 2022-2023 учебном году учителя Матвеева Н.О., Ломов А.А., Семерок А.Р., Муллагулова Р.Р. представили свой педагогический опыт на образовательном интенсиве «Старт-ап для будущего педагога». Публикация материалов (статей, очерков , программ и т.п.) в научно- методических сборниках , методических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию психолого-педагогической компетентности педагогов, обобщение опыта лучших практик. Был издан методический сборник, в котором педагоги, педагоги-психологи и члены административной команды представили материалы, раскрывающие содержание, перспективы ПППК, методические рекомендации для учителей, работающих в ПППК. В рамках методического сопровождения педагогов в 2022-2023 учебном году совместно с сетевыми партнерами были проведены мероприятия:
- Цикл семинаров «CLIL технология в преподавании иностранного языка» в условиях реализации психолого-педагогического направления в рамках профильной и предпрофильной подготовки в школе (8-9, 10-11 классы) провела к.п.н. , доцент Баркова А.Ф., Институт детства РГПУ им. А.И.Герцена
- Трансформационная игра для классных руководителей и педагогов ОУ психолого- педагогического кластера Невского района, работающих в классах психолого-педагогической направленности «Невероятные приключения учителей в образовательном пространстве Невского района»
- Формирование и публикация сборника успешных педагогических практик педагогов гимназии № 528 «Размышляем, думаем, творим» (из опыта работы педагогов гимназии № 528 Невского района СПб)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГБОУ ГИМНАЗИИ № 528 ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В рамках подготовки эффективной деятельности образовательного пространства ГБОУ гимназии № 528 по реализации ПРОЕКТА
- Составлен учебный план с учетом открытия 10 классов психолого-педагогической направленности.
- Составлена программа психолого-педагогической направленности на два года для реализации в ПППК «Путь к себе. Я в современном мире»
- Изучены рекомендованные программы по внеурочной деятельности психолого-педагогической направленности в рамках предпрофильной и профильной подготовки с целью введения их в учебный план:
- 8 класс: «Правила общения – путь к успеху!»
- 9 класс: «Я лидер: стратегии успеха», « Управлять временем – легко!»;
- 10 класс: «Мы- команда» (практикум командообразования); «Будь уверен! Говори!»
- Созданы программы ОДОД психолого-педагогической направленности
- В рамках договора о сетевом взаимодействии будут реализованы программы дополнительного образования:
- «Студия анимации: перспективы и технологии» через использование сетевой формы реализации образовательных программ ( программа реализуется в сетевом партнерстве с педагогическим колледжем № 1 им. Н.А.Некрасова)
- КУБ (как учить биологии?) (рограмма реализуется в сетевом партнерстве с ДДДТ «Левобережный».
Выводы:
- Выявлены составляющие работы над ПРОЕКТОМ: методическое сопровождение и научно-воспитательная деятельность с участниками образовательного процесса(родители/законные представители, обучающиеся и педагоги). Работа над ПРОЕКТОМ реализуется во внутреннем образовательном пространстве ГБОУ гимназии № 528, где аккумулируется опыт и инновации в построении работы с ПППК- через сетевое сообщество ОУ психолого- педагогического кластера Невского района на базе ОЦ гимназии № 528.
- Налажено взаимодействие с сетевыми партнерами: РГПУ им. А.И.Герцена, СПб АППО, педагогическом колледжем № 1 им. Н.А.Некрасова.
- Организовано активное взаимодействие с ОУ № 337,343,498,571,691 психолого-педагогического кластера Невского района.
- В планировании мероприятий учитываются интересы всех участников. образовательного процесса: родителей/законных представителей, обучающихся и педагогов, проявляющих интерес к деятельности ПППК.
Задачи на 2023-2024 учебный год:
- Определить структурированные модули работы с ПППК, определив вектор развития и конечный результат.
- Расширить границы сетевого взаимодействия с возможностью использования ресурсов партнеров.
- Составить план взаимодействия ОУ психолого-педагогического кластера в рамках модульной структуры работы ОЦ.
- Сделать акцент на мероприятия для родителей/законных представителей обучающихся ПППК или желающих обучаться в ПППК.
- Составить систему мониторингов потребностей и дефицитов образовательного процесса в ПППК для учета в работе ОЦ.
- Совместно с ОУ психолого-педагогического кластера Невского района продумать систему привлечения и обучения детей, не являющихся обучающимися ОУ
- Разработать цикл тематических методических мероприятий как форму внутрикорпоративного обучения и обеспечить участие педагогов в мероприятиях разного уровня и сетевых сообществах по теме психолого-педагогических классов.
- Для сопровождения самообразования педагогов расширить базу сайтов, электронных порталов, образовательных платформ с указанием их методического потенциала для педагогов гимназии.
- Организовать локализацию опыта педагогов по теме проекта, т.е. описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики.
- Создать модель сетевого взаимодействия с партнерами, в том числе в области реализации сетевых программ (разработка программ, мониторинг прохождения программ, выявление проблемных точек)