Организация профилактической работы предполагает три уровня:
- Первичная/общая профилактика («превенция»), нацеленная на недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения: реализация системы работы школы по воспитанию законопослушного поведения школьников; проведение межведомственных мероприятий совместно с другими субъектами профилактики (полиция, здравоохранение, молодежная политика, культура); беседы, лекции, диспуты, дискуссии, мультимедийные классные часы по пожарной безопасности; проведение мероприятий направленных на приобретение здорового стиля жизни; проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ, проведение мероприятий с учетом современных методов и подходов (актуальность, интерактивность, использование видео контента и материалов в сети Интернет).
- Вторичная/индивидуальная профилактика («интервенция»), предполагающая вмешательство специалистов при начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций: вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, клубы, объединения и спортивные секции учреждений дополнительного образования; охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего учебного года; оказание подросткам помощи в трудоустройстве в летний период через Центр занятости; привлечение подростков к наставничеству и шефской помощи младшим школьникам; привлечение подростков к деятельности «Движение Первых», клуба юных друзей правопорядка, другие крупные общественные организации для реализации социально значимых проектов, инициируемых данными общественными организациями.
- Третичная/специальная профилактика («поственция»), направленная на работу узкопрофильных специалистов с лицами, группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, получившими опасный опыт деструктивного поведения. Нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности, деструктивной группы к социальной норме, на их ресоциализацию: выявление причин отклонений в поведении детей и подростков; консультация социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком; приглашение подростков, совершивших проступки или находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, на Совет по профилактике правонарушений; привлечение для профилактической работы с подростками, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах, инспектора ОДН ОУУП и ДН; привлечение трудных подростков к деятельности «Движение первых», волонтеров, клубов юных друзей правопорядка, другие крупные общественные организации, вовлечение их в творческую жизнь класса, школы, организаций дополнительного образования; проведение специализированных (в зависимости от ситуации) тренинговых занятий с категориями обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях; сотрудничество с районным центром ГБУ ДО ЦППМСП Невского района.
Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется через следующие направления:
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
- Профилактика нарушений пожарной безопасности
- Профилактика экстремизма и терроризма
- Профилактика правонарушений, правовое и антикоррупционное воспитание
- Популяризация здорового стиля жизни, профилактика табакокурения, употребления алкоголя, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании
- Безопасность в сети Интернет (кибербезопасность)
- Профилактика суицидального поведения
Детские общественные объединения по данному направлению:
Азбука дорожного движения (юные инспектора движения)
Социально-психологическое тестирование
Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Результаты тестирования позволяют определять как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.